Одну женщину попытались обмануть. Мошенники.
Она шла по двору, и каким-то образом привлекла их внимание. То ли показалась доверчивой, а может, отбирали, с их точки зрения, корыстную.
Но, так или иначе, они подошли к ней, прикинувшись рабочими, у которых злые хозяева отобрали паспорта, и есть им нечего, и предложили ей как будто старинные монеты купить. Недорого, сколько денег есть, им лишь бы на хлеб хватило.
Женщина прониклась состраданием, но из-за него же, из-за сострадания, не захотела покупать монеты, стоимости которых она не знала. Не хотела «обмануть» «страдальцев».
Вечером того же дня поделилась историей с близкой подругой, поведав о своем сочувствии к «пострадавшим», а та немедленно сообщила о новом способе мошенничества и избыточном легковерии и даже глупости моей клиентки. Та погрузилась в стыд.
В переживании стыда, своей «неадаптивности» и «неадекватности» этому миру, она дожила до сессии, надеясь вернуть себе ощущение «нормальности».
Я вижу ситуацию иначе: моя клиентка выражает высшие человеческие качества – милосердие и сострадание, и на этих переживаниях бессовестно и осознанно манипулируют. Таким образом, ее человеческие стремления становятся ее же уязвимой зоной, и теперь она испытывает стыд за свою уязвимость. Подозрительность и недоверие называются «адаптацией к реальности». На этом основании моя клиентка становится «глупой», а ее подруга – «умной».
…Я начинаю атаковать ее стыд, интересуясь – что же стыдного в том, что она поверила? Что стыдного в том, что ее пытались обмануть?
Она отвечает, что «должна была знать, что могут обмануть, должна была быть более подготовленной».
Я спрашиваю – злится ли она на мошенников? Она отвечает – нет, не злюсь, они живут, как умеют, а вот я должна была быть более осмотрительной.
…На, казалось бы, экзотической ситуации, я снова вижу до боли знакомый сценарий. Где уязвимость, доверие являются недостатком, где вся ответственность достается жертве, а насильник обладает неоспоримым правом на насилие, и именно жертва отвечает за то, чтобы ее не насиловали….
К счастью, моя клиентка обладает исключительными способностями к рефлексии. Я собираюсь назвать ключевые слова, а ей предлагаю поймать первую же картину, пришедшую в ее воображение.
….- У тебя есть что-то важное…У тебя это важное хотят забрать…Тебе жалко насильников… Ты не злишься на них… Ты должна быть умнее, сама виновата.
…Клиентка тут же вспоминает историю из детства. У нее есть игрушка, и есть младшая сестра, которая хочет игрушку. Родители велят делиться, на возражения говорят буквально следующее: «Не капризничай. Ты – старшая, будь умнее».
После всплывшего воспоминания мы обе оторопели. Вот такой был преподан урок, а затем многократно повторен и хорошо усвоен. Сейчас сценарий дошел до абсурда, насильники манипулируют вполне осознанно, прикидываясь жертвами, но права на границы по-прежнему нет. Зато есть стыд за уязвимость.
…Нам еще предстоит поработать над возвращением злости к манипуляторам – ведь это родители, на которых «нельзя» злиться.
Но уже сейчас она начинает верить, что с ней все в порядке. Нет ничего стыдного в том, что она доверяет, и уязвима в этом.. Нет ничего стыдного в «неподготовленности» к обману.
Стыдно злоупотреблять доверием, пользоваться уязвимостью, и находить рационализации для насилия.