О, дивный новый мир… | Клуб Окрылённых Женщин Ирины Норны

Или не дивный?

Если проникнуться современной ведической философией, то от нового мира достались нам одни неприятности. Мол, было де раньше прекрасное чистое светлое далёко, в котором женщина была защищена от рождения до могилы. Стояли на её защите сильные могучие богатыри: отец, муж, брат, сын и внук. Числом не менее сотни. А она — наивный, от природы не сильно умный, цветок  — была опекаема и росла без нужды защищать себя сама. Всё, что делала женщина прошлого, делала она по любви, из уважения и почитания к своим защитникам. 
 

А сейчас треклятая цивилизация растоптала границы, мужчин сильных поуничтожала и глупая наивная вся израненная женщина кинулась защищать себя сама. Для этого она постриглась налысо и пошла в феминистки. Теперь палит из окопов по всем мужикам без разбору, чтоб неповадно было. А душа её скорбит по временам стародавним, по древности прекрасной, когда феминисток не было, зла не было, насилия тоже не было.

«Наша наивность становится причиной того, что мы верим в разные сказки…» Вот это, наверное, единственное, в чём я могу с ведическими идеологами согласиться!

А и правда!

Только наивность, да полное отсутствие знаний по истории могут сподвигнуть женщину уверовать в сказочную старину, так вероломно разрушенную цивилизацией.

Правда, не совсем понятно, что под «цивилизацией» имеется в виду.

Цивилизации (как в общефилософском, так и в конкретно-историческом смыслах) ведут свой отсчёт с той эпохи, когда древние люди достаточно обособились от природы. Иными словами, это следующая стадия развития социальных отношений людей после первобытнообщинного строя. Однако ж чаще всего звучит период «порчи» женщин цивилизацией в один век.

Действительно, за последнее столетие человечество пережило слишком много травмирующих событий. Правда, все они происходили параллельно с прекрасными достижениями в области медицины, права, общественного и духовного развития. Тот же интернет (военная разработка, кстати) позволяет нести ведическую мудрость в массы.

Я не возьмусь сейчас искать корни феминизма или описывать травмы, нанесённые бурным и стремительным двадцатым веком. Я хочу только обратить ваше внимание на вопиющее несоответствие изначального тезиса о «всесторонней и всемировой защищённости женщин в древности» и реальной истории человечества. Предлагаю отмотать как киноплёнку историю мира людей и увидеть, как на самом деле жили женщины в стародавние времена. Кто и от чего их защищал, чем они наполнялись, кого поддерживали, кому служили.

Итак, отбросим предыдущее столетие, с ним более или менее всё понятно. Посмотрим на предыдущий период.

Женщины индустриального общества
 

Одной из главных черт индустриального общества стал рост городов. Урбанизация и увеличение плотности населения, изменение темпов жизни привели за собой и социальный прогресс. Чем занималась обычная женщина начала 19-го века? Тем же, чем и всегда: домом, хозяйством, детьми. Правда необходимость в рабочих руках открыла им двери фабрик и мануфактур. Численность женщин, задействованных в промышленности, выросла до 50%. Также открыли доступ женщин к образованию, общественной и политической деятельности. Подали робкий голос первые суфражистки.

Была ли женщина защищена в индустриальном обществе? Очевидно, что нет! Хотя большинство браков к тому времени заключалось по обоюдному согласию, а не по принуждению, взаимоотношения в семье выстраивались по принципу «семья для мужчины». Тяжёлые трудовые условия первых заводов, долгий рабочий день вели к общему накоплению стресса. Где ещё его снимать как не в доступных развлечениях и дома? Использование женщины в виде прислуги и боксёрской груши было не таким уж редким явлением. 
 

Приданое жены становилось собственностью мужа, так что вопрос защиты со стороны отца и брата после вступления женщины в брак закрывался. Дальше её жизнь и безопасность становились заботой супруга. Если сил и средств ему хватало.

Чтобы в целом понять, каково приходилось женщинам начала индустриальной эпохи в России, достаточно перечитать русских классиков: Достоевского, Мережковского, Пикуля.

Очевидно, что благостную старину нужно искать где-то ранее индустриальной эпохи.

Женщины феодального общества
 

Прекрасная эра благородных рыцарей защищающих милых дам, эпосы и легенды воспевают образ «девы». Но то ж легенды! А реальная история говорит нам о том, что если у женщины к 25 годам во рту оставалась хоть пара собственных зубов, ей крупно повезло. И дело не только в гигиене. Всё благородство рыцарей заканчивалось ровно на том моменте, когда рыцарь – отец выгодно передавал свою дочь во владение рыцарю – мужу. После этого земли и капиталы объединялись, а женщина отправлялась на положенное ей место. В спальню. Где она лежала, рожала, болела и молилась и систематически получала урок безопасности кулаком или плетью. Это я сейчас о наиболее социально-защищённом слое благородной знати пишу. У крестьян всё было ещё прозаичней, там и с дочерьми не слишком церемонились. 

Всё натуральное, природное, женственное сгорело в кострах инквизиции, утонуло в мешках с кошками, и было замучено в подвалах тысячей самых изощрённых способов. И в раннем, и в позднем средневековье женщина считалась существом греховным, порочным и зависимым. Принадлежи мужу целиком, молчи, молись, рожай и постарайся остаться в живых. Не очень похоже на опекаемую женственность. 

Виктор Гюго «Собор Парижской Богоматери» и «Парфюмер» Патрика Зюскинда — отличные иллюстрации к истории «защищённости» женщин средневековья.

Значит прекрасное и древнее благостное состояние защиты надо искать ещё раньше. 
 

Женщины древнего общества
 

Почти легендарная эпоха древних царств. Люди, чьё сознание было наполнено мифическими и культовыми образами, просто обязаны соответствовать представлениям ведических идеологов о женщине — святыне.
 

Древние Греция и Рим в большей степени похожи на царства благостного отношения к женщинам. Взять хотя бы римское право, когда фамилия и имущество передавалось по женской линии поскольку «мать известна доподлинно». Платон, опять же, с его ультрасовременными взглядами на равенство мужчин и женщин. Правда, неугодную жену всегда можно было отравить, зарезать или продать в рабство, а дочь не возбранялось отдать деловому партнёру. И Рим, и Греция в древности отличались свободой нравов во многом, включая сексуальное поведение. Культ обнажённого тела, гомосексуализм, многочисленные адюльтеры были не только прерогативой избалованной знати.

Может быть, древняя Индия — то самое место? В конце концов, оттуда берёт начало ведическая культура. Если не брать в расчёт кастовую структуру общества и невозможность выбора женщины в любви, то в целом положение женщины было неплохим. Строго запрещалось рукоприкладство в семье. В качестве исключения из правил, женщину, опозорившую мужа или нарушившую религиозные запреты, можно было забить камнями. А дочь разрешено было убить сразу после рождения, если семья не слишком богата, чтобы растить её. Основным предназначением женщины было рожать и воспитывать детей. Фактически она действительно была под постоянным контролем и защитой мужа. Со смертью оного защита заканчивалась. Если уж не хватит храбрости взойти на костёр живьём вместе с супругом и совершить обряд сати, то женщине придётся отречься от всего земного: от пищи, развлечений и радости, до конца дней своих охраняя покой души умершего. Не знаю, как у других, у меня плохо соотносятся в голове самосожжение и общественный тотальный контроль с защищённостью.
 

Древняя Русь тоже не слишком отличалась трепетным отношением к даме. Считалось, что муж, не бьющий свою жену, «дом свой не строит». Дальше можно не продолжать. Закопать жену заживо с умершим мужем было нормой, умереть в родах — нормой, лишиться девственности со свёкром вместо мужа – нормой.
 

Я помню до сих пор мороз по спине от того, что увидела во время раскопок на Урале. Погребение 11-12 веков, русское, на останках мужчины и женщины даже были крестики. Мужчина был захоронен по всем правилам, руки на груди, почил от возраста или болезни. А вот женский костяк лежал на боку, руки вытянуты вдоль туловища. При расчистке попадались частицы не то ткани, не то верёвки вокруг тела. Могла быть и одежда, волокна плохо сохранились. А вот вид черепа заставил вздрогнуть. Не секрет, что в определённых видах почв волосы неплохо сохраняются даже через столетия. Я не брезгливый человек, но и мне было отвратительно вычищать смесь волос и земли из того, что было ртом женщины. История не сохранила ни имён, ни обстоятельств. Только голый факт: мужчина умер, и его женщину похоронили вместе с ним, скорее всего заживо. Просто связали, затолкали косу в рот (так, что при жизни вывернули челюсть) и бросили в домовину к супругу. Под защиту. 
 

Древние общества тоже на эру женского благополучия мало похожи. Так может ещё раньше?

Женщины первобытнообщинного строя
 

Странно искать особый статус женщины в племенах, чьё коллективное сознание в принципе слабо выделяло социальные роли. Тем не менее, близость к природе в те времена была наиболее высока. Первобытные женщины, как и их потомки, рожали и воспитывали детей, вели хозяйство. Мужчины обеспечивали их едой, защитой от хищников и других племён. Но могли и обменять на еду у соседней группы, если времена были трудные. Не было такого понятия как «брак» поэтому женщина принадлежала не мужу, а всему племени. Интимная жизнь регулировалась естественными природными циклами, а отцом детей становился, как правило, доминирующий в племени мужчина или его окружение.

Сохранившиеся до наших дней первобытные племена Африки, Австралии и Океании наглядно демонстрируют статус женщины в доисторическую эпоху. Если интересны подробности, предлагаю почитать о традициях коренного населения острова Сумба в Индонезии. Там до сих пор за случайное убийство женщины можно откупиться несколькими свиньями, а за убийство свиньи могут вырезать всю семью.
 

Так может быть до этого?
 

Хотя дальше искать женскую защищённую жизнь будет уже смешно. То состояние, в котором сосуществовали древнейшие предки людей, не подразумевает никаких отношений, кроме тех, что предусмотрены самой природой.

Нет ни одного материального доказательства того, что параллельно древним цивилизациям, либо до них существовали некие працивилизации. Не найдено до сих пор ни одного города, поселения, захоронения выпадающих из общепринятой историографии. 
 

Огромное количество созданных за историю человечества мифов, легенд, верований, религий создаёт некий идеальный образ древнего человечества. Зло в них возведено в абсолют, ему даны имена. Добро также абсолютизировано и героизировано. Таковы законы жанра, полагаю. Мы все любим сказки, объясняем на их примере детям понятия добра и зла, любви и преданности, доносим культурный код и ценности. Но всё это не означает, что так было на самом деле. Абсурдным было бы учение, опирающееся на сказку о «Лягушке – Царевне», доказывающее, что раньше женщин обращали в лягушек. И только любовь освобождала их. Поэтому теперь современные мужчины должны брать в жёны исключительно тех, кто им  больше всего неприятен, чтобы потом любовью вырастить из них царевен. Это метафора, а не быль! 
 

Так к чему же некоторые пытаются пристроить ведические, пусть и красивые, но метафоры к современным реалиям? К чему эти попытки убедить последователей в реальности и историчности учений, переписать историю мира, стереть из неё неприглядные и неподходящие для идеологии факты?

Мне это напоминает пропаганду, когда героические и прекрасные стороны воспеваются с целью привлечения сторонников. А тёмные и спорные прячутся поглубже. Не ново, впрочем. Любой идеолог в любом столетии поступал точно так же. Только тогда надо понимать, что действует идеолог из соображений собственной выгоды, а уж никак не из всеобщего блага. 

Уж не потому ли адепты ведической философии нового времени так рьяно выступают против классического образования и научной деятельности женщин? Владея знаниями, прикасаясь к истории и культуре нашего мира ежедневно, обладая критическим мышлением,  невозможно проглотить крючок с благостной ведической наживкой. Слишком очевидна становится подмена понятий, исторические неточности и подлог фактов.  Чем образованнее женщина, тем труднее ей уверовать в сказки о женщине – культе. 
 

Очевидно, что за всю историю человечества именно сейчас женщина получила больше всего прав и свобод. Именно сейчас она в большей степени защищена самим обществом. У неё есть, медицина, закон, образование и самое главное выбор! Выбор, благодаря которому она может защищать себя сама или довериться надёжному мужчине. Такому, который не потребует от неё служения и покорности, не заставит прыгать в горящий обруч за любовью и безопасностью. Партнёрство вместо власти, диалог вместо молчания, доверие вместо догм – это выбор современной женщины.

Любовью, уважением и разумом это достигается, а не косой и юбкой до пола!

Автор: Анна Коцерикова. Социолог, блогер, журналист. Участница археологических экспедиций в центральном и южном Урале, южной Сибири.

Оцените статью
Яндекс.Метрика