О том, как инстаграм топит пользой людей.
Про инстаграм. Это моя любимая соцесть (там я @irinanorna), и вот какую тенденцию я наблюдаю – в ней стало СЛИШКОМ МНОГО ПОЛЬЗЫ. Блогеры коллективно решили затопить людей ПОЛЬЗОЙ, и, надо отдать должное – это получилось даже веселее, чем ожидалось. Люди, раненые избытком знаний и полезностей, пытаются выползти из-под девятых валов информации, обрушивающейся на них, отплевываются, цепляются за корни деревьев прибрежных, придерживают остатки одежды, которую океан знаний норовит содрать окончательно, и… СБЕГАЮТ В ИНФО-ДЕТОКС, потому что too much. И нам всем самое время вспомнить понятие профанации, ответственности, и философской пары «знать-делать».
Что такое профанация? Это передача сакрального знания фанатам, людям, которые не готовы к его принятию. Упрощения сложных знаний. Ликвидация грифа «божественно секретно» и передача этого талмуда в руки тех, кто не готов.
Мы живем в век, когда информация не стоит ничего. Чистую информацию добыть с одной стороны – легко, с другой – она ничего не стоит, потому что за нее не «уплочено», поэтому все, за что не внесена оплата, не имеет применения в нашей жизни. Из-за чего Её Величество Информация обесценена в глазах обывателей ниже некуда…
Нравится ли мне такая ситуация? Нет…
Нравится ли мне то, что в современном веке людям с уровнем развития мартышки доступны знания, которые могут в их руках навредить? Нет…
Нравится ли мне идея, что много званых, но мало избранных, способных усвоить любую информацию и извлечь из нее пользу? Да…
Нравится ли мне мысль о том, что раньше, прежде чем получить доступ к знаниям, человек сдавал «экзамен» на право: быть в стенах учебного заведения/иметь доступ к учителю/изучать ту или иную духовную практику? Да…
Нравится ли мне при этом головокружительное счастье в 21-м веке получать доступ к любой информации, какой пожелаю? Да…
Имею ли я ответ, как сбалансировать эти противоречия внутри себя, а затем и в окружающем меня мире? Пока очень туманное…
Но я вот тут до какой взаимосвязи задумалась. Вот, к примеру, в англоговорящем иинстаграме нет такого бездонного количества ПОЛЬЗЫ. А в русском есть.
Нет ли здесь связи между вот чем… Невысокой самооценкой автора (не продавать свои знания, а завалить ими просто так, из страха, что никто не купит) – раз. И два – люди так боятся и так не привычны «ДЕЛАТЬ», вместо «Потреблять ЗНАНИЕ», что у пишущих есть страх, что если они перестанут давать знание в каждом своем шаге и действии, то они перестанут быть читаемы и интересны. А еще есть страх, что ты не будешь «нравиться», и тогда вместо своей политики, как спикера, бизнесмена и лидера мнений, появляется позиция автора, стремящегося угодить и понравиться читателю. И тут – опа – и у меня, как читателя, настала скука смертная.
Знания обесценены, во главу угла поставлено количество ЗНАНИЙ, а не количество дел. Задача – удовлетворять потребителя и его «ротожопие» (это не я придумала, это Пелевин, это когда знание схавали, и тут же покакали им, переварить и усвоить не дали себе), или аналог «ротожопия» – «Ухо недержащее» ( это уже моё творчество – когда «в одно ухо влетело, из другого улетело»). Потребители рады ротожопствовать, потому что в телевизоре скучно, в книжках умно, сериалы кончились.
Рады ли потребители делать, бросать себе вызовы, проходить больные точки роста, развиваться и ежедневно двигаться к своим задачам. Боюсь, не очень… Не создаем ли мы своим контентом с избыточной пользой верную опасность для тех, кого приручили, перегружая их неокрепший скелет видимой простотой перемен и доступностью знаний? Полагаю, да…
Фраза из моего любимого фильма «У командира столько власти, сколько ты ему даешь. Чем больше ты его слушаешься, тем больше у него силы» Вопрос лишь в том – Кто командует?
Или в том – кому ты добровольно отдаешь командование?
В теме тотальной пользы я вижу для себя несколько вещей:
1) Авторы не умеют брать деньги за свои знания. Поэтому отдают их бесплатно. 2) Есть комплекс, что чем больше пользы выложишь, тем более востребован будешь (чушь полная, когда это женились после секса в первую ночь с глубоким минетом) и читатель тут же весь побежит на тебе жениться.
3) Есть внутренняя истерика, что если не будешь истерически строчить посты, выпадешь из обоймы и потеряешь своего читателя (все идем к Норне чинить самооценку).
4) Есть непонимание того, что за объем информации автор образовательных проектов также несет ответственность, как и потребитель и ему стоит организовать работу так, чтобы не перегружать бесплатностями. Можно дать хлеба голодному, а можно насильно закормить до рвоты и пищевого отравления. И не пишите мне, что это только ответственность читателя. Это двусторонняя ответственность. И если человек позиционирует себя как эксперт, он должен внимательно блюсти «дозы» информации. Принцип «Не навреди» относится ко всем кто берётся помогать.5) Полное непонимания механизма образования денег на рынке (учим финансовые инструменты).6) Все инста-гуру учат «выкладывайся на максимум»… По моему скромному наблюдению за последние 3 года я видела в основном доведенных до отчаяния и исступления блогеров/хозяев бизнес-аккаунтов, вынужденных транслировать счастливую жизнь 24 часа в сутки. Люди неправильно понимают слово «максимум» и выкладывают весь свой энергетический потенциал в один только инстаграм, отодвигая реальную жизнь на 125-й план.
7) Инстаграм решает внутренний комплекс «Спасателя», удовлетворяет потребность «быть нужными» ну и далее по книге Робин Норвуд.
Интересны по этому поводу и мнения коллег, и тех, кто накрыт «полезными постами» как девятым валом!